А. Копков
«Слон»

Гурьян Мочалкин нашел клад — золотого слона. Вокруг клада и разворачиваются полудетективные, полуфантастические эпизоды  этой народной комедии с песнями и плясками, застольем и дракой, полетом на Юпитер и бесконечной любовью к своей земле.

Театр «Без вывески» играет уникальный спектакль. Впервые за долгие годы на московской сцене появилась запрещенная пьеса, первоначальное название которой «Золотой слон». Этот «драгоценный слон» — в спектакле его наивная фигурка, — отчетливо напоминает домашнюю копилку кошку или копилку свинку, символ благополучия, действительно, дорогого стоит. Спектакль пробуждает в нас долгую память, открывает в современном театре притяжение к истории родной страны, боль за человека.

Пьеса была написана на рубеже 20х – 30х годов. Автор – Александр Копков. Драматург, когда-то признанный и опальный, ныне полузабыт. «Слон»-2001, поставленный художественным руководителем театра Марией Дроздовой возвращает театральной культуре и время «великого перелома», и контрреволюционную пьесу, и само имя талантливого писателя.

Сюжет копковского «Слона» наивен до анекдотичности: Гурьян Мочалкин нашел клад – золотого слона. Вокруг клада и разворачиваются полудетективные, полуфантастические эпизоды этой народной комедии. Герой ее проверяется сильным искушением – великим богатством, свалившимся как чудо, ниоткуда. История и современность в спектакле М. Дроздовой окликают друг друга ненавязчиво, но упрямо.

Театральный язык спектакля ярок и азартен. Здесь стиль простонародного грубоватого лубка, с мягкой иронией, любовью к наивным, нередко жалким персонажам переводится режиссером и актерами в психологический план сильнейших внутренних переживаний за людей, обманутых ложной идеей рая на земле. В спектакле много доброго смеха, выдумки, пародий. Но в определенный момент все это словно бы случайно начинает звучать иначе. Возникает горечь застарелой тоски по идеалу, по уважению к обыкновенному человеку, который вдруг становится необыкновенным. Спектакль вырывается из-под маски театрального дурачества, и эта горькая интонация выплескивается со сцены в зал мощно и возвышенно.

Столкновение стихий комедийности и трагического лиризма в этом спектакле высекает высокое эмоциональное напряжение, тот подъем духа, от которых мы почти отвыкли в современном театре. Актерский ансамбль здесь удивительный, а монолог-исповедь Мочалкина (Г. Можаев) о полете к родной земле, по сути это признание в любви к родине, — одна из самых тончайших и поразительно красивых сцен спектакля.

Спектакль «Слон» — не только большая удача театра «Без вывески», но и событие в московской театральной жизни в целом. На VI Международном фестивале «Добрый театр» в 2002 году спектакль получил Гран-при – Серебряный  колокольчик. Алла Алексеева (Марфа), Мария Понкратова (Дарья) награждены дипломами «За актерскую удачу», Геннадий Можаев за роль Мочалкина награжден специальным дипломом киевского журнала «Театр».

Н. Звенигородская, «Культ личностей», январь-февраль 2001

Е. Стрельцова, «Новое время», № 5, 2002

Б. Радченко, «Телеграфъ», 13.05.-19.05 2002, Украина

 

Действующие лица и исполнители:

 

Мочалкин, мечтатель о буржуазной жизни — Геннадий Можаев

Марфа, его жена, жалобная женщина — Алла Алексеева

Даша, их дочь, не совсем умная и не совсем дура — Мария Понкратова

Митя, их сын, домашний учёный — Дмитрий Костылев

Пашка, их младший сын — Павел Бахтаев

Курицын, голова колхоза — Вячеслав Кошкин

Свёклин, молчаливый комсомолец — Алексей Осипов

Цаплин, провинциальный аферист — Михаил Кувшинов

Алла, его жена и сообщница — Наталия Овчаренко

Салакин, мужик «так себе» — Сергей Степаненко

Варвара — Татьяна Реброва

Отец Лукьян, поп — Андрей Фёдоров

Деревенская девчонка — Елена Дмитриева

 

Режиссёр-постановщик — Мария Дроздова

Художник — Е. Наркевич

Художник по свету — Л. Мальцева

Звукорежиссёр — В. Дьяконов

Постановка танцев — Е. Титова

Грим — Е. Бахтаева

Осветители — А. Кутыркина, М. Зюлькова

 

Комедия в 2х действиях

Продолжительность — 2 часа

Антракт — 15 минут

 

s

Понравилось? Поделитесь!