Пресса

О театре. Елена Стрельцова.

О театре. Елена Стрельцова — критик, кандидат искусствоведения, Старший научный сотрудник Отдела театра Государственного института искусствознания

Московский театр «Без вывески» Северного округа знают и не знают одновременно. Его творческая работа, его достижения явно недооцениваются критикой. Это не однажды отмечалось в прессе. Тем не менее в 2017 году теат­ру под руководством Марии Дроздовой — 40 лет. И зрители свой театр любят.

Сначала это был обычный школьный театр, каких много. Сегодня — это уникальная некоммерческая труппа, театр-товарищество, сообщество людей, жизнь которых была бы не полной без постоянного, вдохновенного участия в соз­дании спектаклей.

Путь профессионального и духовного возмужания театра «Без вывески» удивителен и убедителен именно потому, что созревание молодых людей пришлось на времена, когда явно обозначился кризис театра, когда все или почти все начинало унижаться и разрушаться. Они росли препятствиями: то отстаивали здание, героически в буквальном смыслеслова, с голодовками и забастовками — и отстояли! То в пику громогласному рекламному буму рискнули назвать театр скромно, неброско, тихо — Без вывески: и уже в названии театра заложили краеугольный камень нравственной позиции. Действительно: только в тишине можно расслышать заветное, разглядеть то, чего глазами не увидишь. Они полюбили в театральном искусстве его идеальную сторону. И потому, при том что многие театры Москвы в 80-90-е годы почти демонстративно отвернулись от современной драматургии — в этом театре ставили пьесы современных авторов все­гда с одной благородной целью: найти выход к свету, к единению в любви.

Актеры театра «Без вывески» делают ставку на отношение человека со своим вторым «я», художественным, теат­ральным. Отсюда качественное изменение понятия «любители». Главное в том, чтобы превратить увлечение актерст­вом во взаимное творческое обогащение: каждому расти, и партнеру не дать остыть, не поддаться скуке, пошлости жизни. Это путь к искренности взаимоотношений, самосовершенствованию, внутренней свободе.

Театр «Без вывески», пожалуй, следовало бы назвать частной актерской школой.

V Анатолия Васильева государственная «Школа драматического искусства». У них, по Станиславскому, — «Школа на ходу». Каждый актер, опираясь на традиции русского театра, осваивает, уже по Вахтангову, разные формы сущест­вования актера на сцене. Разные эмоции, амплуа, стили, жанры, игровое начало поэтического и прозаического слова. Они уверены в правоте Вахтангова: «Театр, в хорошем смысле слова, явление коллективное и зависит от труппы его образующей. Искания возможны при постоянном, а не переменном составе», Мария Дроздова — выпускница Вахтан­говского училища.

Основой репертуара была и остается современная отечественная пьеса. Есть в репертуаре три поэтических спек­такля: «Забыть ли старую любовь…» по стихам Р. Бернса, «Метель» по пьесам и стихам М. Цветаевой, «Романтики» по пьесе Э. Ростана. Из зарубежных драматургов театру близка игровая стихия К. Гольдони. «Хозяйка гостиницы» идет давно и с успехом.

Группа романтиков — упрямо не желает сдаваться на милость выгоде, держится профессиональной режиссурой, тонкой разработкой партитуры света, освоением игровых возможностей костюма, сценографии. Держится без госу­дарственных дотаций — человеческими ресурсами. Актерской зарплаты в театре нет. Выручка от спектаклей идет на новые постановки. Актеры сами содержат свой театр-дом. Однако находятся истинные меценаты, которые поддер­живают саму идею жизни театра романтиков.

По существу театр «Без вывески» — семейный театр в самом широком смысле слова. Каждый из спектаклей могут посмотреть зрители любого возраста, любой социальной прослойки. Театр помогает тем, кто не имеет возможности купить дорогие билеты. Двери театра «Без вывески» открыты для инвалидов, ветеранов, многодетных семей, для сту­дентов и школьников. Потому, этот уникальный театр необходим москвичам и не только им. Театр полюбили в Укра­ине, в Болгарии. Спектакли Дроздовой видели англичане, немцы, румыны.

Уже больше сорока лет московские идеалисты отстаивают идею бескорыстного искусства, искусства на паях не столько денежных, сколько душевных и духовных. Потому — это дорогой, добрый и чистый театр.

Понравилось? Поделитесь!

0 comments on “О театре. Елена Стрельцова.

Comments are closed.