М .Ермолаев «Три поколения ненайденного счастья» (газета района Войковский, 11.2001)

      Ты напрасно думаешь, что мы можем выбирать или требовать каких-то условий для счастья. Главное, видишь ли, это воля к счастью, постоянное и напряженное его осмысление.

      А. Камю

       

      “Живем себе, в чинах повышают, стишата печатают”. А действительно, много ли нам надо? Работа есть, семья, машина, страховка. Да и положение в обществе вроде имеем, даже имя некоторое. Хорошее спокойное существование. Желать ли большего? Но разве такой вы видели свою жизнь в детстве? Разве об этом писали стихи в юности? И разве в таком свете представляли жизнь своих потомков наши наивные, верившие в светлое социалистическое будущее, но честные деды? “Люди на войне за наше счастье жизнь отдавали!”

      Не о войне новый спектакль “Театра Без Вывески”, как было объявлено перед премьерой режиссером Марией Дроздовой, и не столько даже о классическом лубовном треугольнике, с лишним, но в то же время очень необходимым третьим. Скорее, о том, насколько по назначению мы используем свою, одну-единственную жизнь. Живем ли мы так, “чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”, или раскидываем себя по мелочам, и ими удовлетворяемся?

      Кто-то строит мосты, но так и не смог воздвигнуть главного моста, моста к счастью через свою собственную гордыню. Другой пишет стихи, но… что там стихи, всю жизнь одни “стишата”. И даже в более “прозаических” областях мы не прикладываем достаточно усилий к достижению своей мечты, довольствуясь более скромной, но “сносной” реальностью, тратя на нее свою единственную, данную нам для счастья жизнь.

      Наши драматурги с опаской относятся к произведениям опальных сейчас пятидесятых, шестидесятых. Но, видимо, не случайно уже третий раз за последний год московские театры обращаются к «Моему Бедному Марату». Несмотря на всю свою проженную и уже порядком приевшуюся соцреалистическую наружность, пьеса А. Арбузова, по сути, о том же, о чем мировая литература толкует на протяжении уже двух веков, - о проблеме реализации экзистенциональной сущности человека.

      Три персонажа, три разных возраста. Многое пережившие, но все еще очень наивные подростки военного времени. Стремительно рвущиеся в будущее молодые люди. И уже более спокойное, достигшее каких-то определенных результатов взрослое поколение. Задача – показать зрителю девять совершенно разных людей – была возложена всего на трех актеров: Андрея Федорова, Елену Титову и Сергея Степаненко. И с ней они вполне успешно справились, перемещая зрителя из тяжелого, но все равно веселого и полного ожиданий детства в стабильную и благополучную, но лишь в видимости счастливую зрелость. Несколько лет коллектив театра работал над этим, местами спорным и через призму нашего времени наивным произведением. Теперь работа представлена на суд самого главного критика – зрителя. Каковы итоги? Несколько раз из темноты зала вырывались нечаянные всхлипы. На премьере плакали, а значит, удалось затронуть глубокие душевные струны, задеть за живое, очень личное. А не это ли является первоочередной и самой основной задачей искусства?