В. Гудкова, «Театральная жизнь», №1, 2000 М. Булгаков "Всадник де Мольер"

      Название спектакля «Всадник де Мольер» - не досужая выдумка театра «Без вывески». 5 марта 1933 года Михаил Булгаков закончил работу над романом «Мольер», который первоначально назвал «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклена де Мольера с присовокуплением некото­рых размышлений о драматургии».

      Театр «Без вывески» трактует пьесу «Кабала святош» через призму внутреннего конфликта героя с са­мим собой. Выявление двойственной природы художника, сочетание в гениальном драматурге таланта и нев­нимания к людям, нежности и грубости, величия и униженности делает образ Мольера трагическим. Потому предсмертный его монолог - не обличение власти, но исповедь измученного, много перестрадавшего оди­нокого человека.

      Оживает в спектакле и театр Мольера, искрометный, одновременно бытовой и гротескный.

      Пьеса поставлена и сыграна, как с учетом стилистики романа «Мастер и Маргарита», с его фантастическими превращениями героев, так и с учетом приемов фильмов ужасов. Эти дополнительные краски гармоничны в спе­ктакле, придают ему художественную цельность.

      Уникален финал «Всадника...». Здесь предпринята попытка приподнять занавес потустороннего пространст­ва. Попытка зафиксировать и осмыслить таинственный момент перехода человека из земной жизни в жизнь веч­ную. Убедительный финал ставит спектакль «Всадник де Мольер» в ряд незаурядных театральных явлений совре­менного театрального процесса.

      «Парадоксальным образом, в драматическом театре Булгаков - теперь не самый необходимый автор. Его ставят, но к концу девяностых все реже, и спектакли привлекают лишь рассеянное общественное внимание; азартно пишут и спорят совсем о другом. Молодой и талантливый М. Зоннештраль ставит «Мастера» (под назва­нием «Шизофрения, как и было сказано»), в Театре Сатиры. МЛевитин выпускает «Зойкину квартиру»... С. Арци-башев осуществляет небезынтересный русско-французский проект - и в Марселе выходит «Кабала святош». Не­заслуженно, пожалуй, обойденный вниманием критики театр «Без вывески» (режиссер Мария Дроздова), выпус­кает спектакль по пьесе «Кабала святош» (под названием «Всадник де Мольер»). Но в-общем, пьесы Булгакова, в отличие от «Собачьего сердца», ушли из поля зрения работающей режиссуры...»