Герои в спектакле Дроздовой проверяются сильнейшим соблазном, проводятся через искушение богатством, свалившимся ниоткуда. Тут дело вовсе не в том, хороши или плохи колхозы-кулаки-бедняки. Дело в дармовом, кем-то приготовленном «счастье». Дело в золотом тельце, точнее…
в нашем к нему почтении или непочтении, в тех инстинктах, которые этот дорогой слон возвышает или унижает. Режиссер выстраивает спектакль в плоскостном лубочном стиле (художник Е. Наркевич). Однако, лубок Дроздова остраняет ярко-театральной иронией актерской игры. Будь то преувеличенное выделение жеста, мимики, пластики, или избыточное шаржирование голоса, речевой манеры, интонаций, вплоть до откровенных пародий на известных киноартистов или военачальников прошлого. Доводя наивную выразительность лубка до саморазрушения, до высшей степени абсурдности, эта добрая, детски наивная ирония-прием, словно волшебная палочка, превращает балаганное зрелище с плясками и частушками в фантасмагорию, комедию абсурда судьбы. Тогда полет «домашнего дирижабля» здесь совершенно уместен. Тогда за масками простака, дурака, лентяя, демагога, вора, пьяницы вдруг проявляются лица несчастных людей, достойных лучшей доли.
Разудалый «игрушечный» вопль главной героини Марфы Мочалкиной (замечательная, филигранная работа Аллы Алексеевой) превращается в определенный момент в печальный плач о покинувшем ее муже, о чувствах, скрытая сила которых и нерастраченность выливаются из души только в экстремальном случае смерти близкого человека. Бредовые фантазии главного героя-мечтателя Мочалкина — в глубоко выстраданную исповедь о греховных помыслах, о совести, держащей живую жизнь вечно, о любви к этой, а не иной земле. Монолог-откровение деревенского «чудика» о полете в одухотворенном, искреннем исполнении Геннадия Мо-жаева — одна из самых красивых сцен спектакля. Притяжение золотого слона ни в какое сравнение не идет с притяжением земли-матери. Сила такого притяжения — любовь Земли ко всем ее детям, несмотря ни на что, вечны. А слон, как явился из пустоты, так в нее же и провалился.
Театру «Без вывески», пожалуй, удалось обнаружить иной (не социальный, не идеологический) — вневременной, а значит классический — объем пьесы. Зазвучал ее жизнелюбивый смех.
Завершается спектакль сценой грозы, чистейшего, звонкого ливня. Театральная метафора, лирическая, озорная, веселая, удачно и просто включенная режиссером в изобразительно-смысловой ряд «Слона», равно как и актерские перевоплощения, дорогого стоят в современном, все чаще пресном, «скуконосном» театральном искусстве.
0 comments on “Е. Стрельцова, «Новое время»”