Спектакль поставлен в жанре психологической драмы. Это история о неразрывной связи двух незаурядных известных женщин, двух сестер, двух королев – Марии Стюарт, королевы Шотландии, и Елизаветы I, английской королевы. Всю свою жизнь они боялись и ненавидели друг друга, но волею судьбы постоянно стояли друг у друга на пути.
Детство и юность Марии (Елена Титова), дочери шотландского короля Иакова V и Марии Гиз, проходили при пышном дворе французского короля. В 16 лет она была выдана замуж за французского дофина, а через три года, после его смерти вернулась в Шотландию, где вышла замуж за Генри Дарнлея. Но заботы о благополучии и процветании шотландского народа, воспитание наследника престола не смогли стать смыслом жизни юной королевы. Она была королевой Шотландской, но не королевой шотралнского народа. Армия, страна, народ, честь – все было отдано Марией графу Босуэлу, жестокому, волевому человеку, прямо и бескомпромиссно идущему к власти. Все ее поступки отныне обусловлены безрассудной страстью, которой самозабвенно предалась королева, став орудием политических интриг, своего рода разменной монетой в крупной игре, где ставкой была корона. Она явилась виновницей смерти своего мужа, Генри Дарнлея, а ее брак с Босуэлом вызвал восстание шотландского дворянства, и Мария Стюарт была вынуждена искать защиты в соседней Англии у своей сестры Елизаветы I, которую считала самозванкой.
Елизавета (Наталия Овчаренко) свою юность провела в Тауэре, государственной тюрьме Англии, как незаконная дочь Генриха VIII и казненной им Анны Болейн. Не без помощи хитрых юридических уловок она взошла на английский престол. Не по-женски крепкой и уверенной рукой вела Елизавета свою страну к богатству и процветанию. Английский двор трепетал перед ней. Вся жизнь королевы была подчинена единственному долгу служения Англии. Не смотря на обилие любовных связей, Елизавета не позволяла чувствам возобладать над разумом и для всех объявила себя королевой-девственницей. Холодная и расчетливая, она планомерно и обдуманно вела антишотландскую политику, чтобы устранить опасную соперницу и приобщить к собственному титулу титул королевы Шотландской.
Приняв в своей стране беглую Марию Стюарт, Елизавета заключила ее в замок, до конца жизни лишив свободы. Но непрерывные заговоры в пользу Марии Стюарт, в которых участвовали крупнейшие английские вельможи, поставили Елизавету перед необходимостью физического уничтожения источника смуты и угрозы ее трону.
Противостояние Марии и Елизаветы, чувств и разума, желания и долга, внутренняя борьба и одиночество королев прекрасно переданы актерами театра «Без вывески», сыграны страстно и вдохновенно
Действующие лица и исполнители:
1568 год.
Двор Марии Стюарт.
Мария, королева Шотландская — Елена Титова
Генри Дарнлей, второй муж Марии, король Шотландский — Михаил Кувшинов
Джеймс Босуэл, возлюбленный, потом третий муж Марии — Геннадий Можаев
Давид Риччо, секретарь Марии — Алексей Осипов
Джузеппе, его брат — Максим Галицкий
Мюррей, незаконнорожденный брат Марии — Владимир Трубецкой
Леди Хантлей, первая жена Босуэла — Елена Дмитриева
Придворные дамы — Мария Понкратова, Екатерина Гаврилова, Ольга Кошкина
Двор Елизаветы I
Елизавета Английская — Наталия Овчаренко
Фавориты Елизаветы:
Норфолк — Сергей Степаненко
Нортумберленд — Николай Трубецкой
Лестер — Андрей Фёдоров
Сесил, государственный канцлер — Владимир Жучкин
Гифорд, молодой человек — Алексей Осипов
Режиссёр-постановщик — Мария Дроздова
Художник — Ольга Хлебникова
Звукорежиссёр — Алексей Архипов
Художник по свету — Людмила Мальцева
Грим — Елена Бахтаева
Мастер по причёскам — Алёна Шмакова
Хореография — Алексей Осипов
Осветители — А. Кутыркина, М. Зюлькова
Спектакль в 2х действиях
Продолжительность — 2 часа
Перерыв 15 минут
Отзывы
Ирина
СПЕКТАКЛЬ «ВАША СЕСТРА И ПЛЕННИЦА» — РАЗГОВОР ПРО ВЛАСТЬ, ЛЮБОВЬ И ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ В МИРЕ СВОЕ МЕСТО Вчера мы с мужем и друзьями побывали на спектакле «Ваша сестра и пленница» театра «Без вывески». Театр этот – уникальное московское явление. Вот уже сорок лет идут его яркие неувядающие спектакли, а на подмостках творят не профессиональные актеры, а люди иных профессий, но отмеченные Божьей искрой таланта. Итак, «Ваша сестра и пленница». Спектакль объемный, идет почти три часа, в него погружаешься, как в тяжелую воду, ниже, ниже, а там – другие времена, другие судьбы, иные скорости, но… Те же, что и сейчас желания, нравы, подвиги и преступления. Главный Олимп человеческих страстей во все времена – Власть. Две королевы жаждут Власти, идут к ней каждая своим путем. Для Марии Стюарт Власть – разменная монета в борьбе за любовь, для королевы-девственницы Елизаветы Английской Власть – это жизнь. Без Власти нет дыхания, ничего не нужно, только удержать государственные вожжи в ледяной руке. Великолепны творческие работы Елены Титовой (Мария Стюарт) и Натальи Овчаренко (Елизавета Английская). Страстная Стюарт и бесчувственная Елизавета — машина интриг и ненависти держат спектакль буквально в электрическом напряжении. Шаг влево, вправо – искры, замыкание, смерть. Замечательная работа Михаила Кувшинова (Генри Дарнлей). Брошенный муж, растоптанный одиночеством правитель предчувствует свою насильственную кончину. Но не верит, цепляется за воздух, за звуки голоса возлюбленной Марии Стюарт, за тень надежды. И вот это сплетение предчувствия ухода и надвигающегося конца сыграны великолепно. Владимир Жучкин ( государственный канцлер Сесил) очень убедителен. Он – отражение Елизаветы Английской, неукоснительно следует букве Закона, в мире для Сесила нет добра, понимания, любви и прощения, есть лишь закон со всеми его жестокими вытекающими. Неподражаем Николай Трубецкой в роли графа Нортумберленда. Единственный среди фаворитов-мартышек Елизаветы Английской мужчина. Он не лебезит перед рыжей королевой-лисицей, не вымаливает прощения и жизнь, он полон достоинства, мужественности и готов к казни, как мученик-герой. Образ графа в исполнении Николая Трубецкого запоминается навсегда – трагическая фигура в черном, с гордой, породистой головой на вольно раскрытых плечах. Работа режиссера-постановщика Марии Дроздовой достойна большого развернутого исследования. Ограничусь штрихами: режиссер театра «Без вывески» необыкновенно талантлива, она видит мир по-своему, а это самое главное в работе режиссера. Сценография спектакля выверена и продумана досконально. Музыка подобрана бесподобно, это кровь плоти спектакля. Незабываем танец шута Риччо в исполнении Алексея Осипова. Я уверена, что этот гротесковый камертон к спектаклю был идеей режиссера Дроздовой. …Какое счастье, что театр «Без вывески» действует! Что талантливые люди собираются вместе и репетируют, а потом выходят на подмостки и держат в напряжении зал в течение долгого времени. Искренность, живое пламя актерской игры – вот что заставляет потрясенных зрителей в течение длительного времени аплодировать и бисировать после окончания спектакля. …Мы с друзьями шли из театра по замерзшей улице к метро и говорили о том, что женщина во власти – это ужас и кошмар. Каждый в этом мире во все времена должен заниматься своим делом, и женщина, качающая колыбель и обнимающая нежной рукой мужа, не должна стремиться владеть судьбами и желать подчинения себе людей и страны. Почему-то в голову лезли мысли о надвигающихся президентских выборах и о тех дамах, которые начали свой непростой пусть к Власти. Я думаю, эти мысли, разговоры и послевкусие после спектакля «Ваша сестра и пленница» и есть великая сила Искусства. Ирина Голицына, писатель
Марина
От всей души спасибо за великолепную игру и душевную атмосферу, созданную в стенах вашего замечательного театра! Я не являюсь заядлым театралом, но к вам хочется вернуться снова. Надо же, живем от вас в двух шагах и только узнали, что есть такое прекрасное место! Смотрели «Ваша сестра и пленница», появилось желание посмотреть и другие ваши произведения. Спасибо вам! С уважением к вашему таланту, Марина.